Семинар в г. Новомосковске

11.10.2016

День «ТОДБ в районе»
«Формирование современной информационной культуры в детской библиотеке: на пути к библиотеке нового поколения»

28 сентября 2016 года сотрудники ГУК ТО «ТОДБ» посетили МУК «Новомосковскую библиотечную систему», с целью проведения семинара для сельских и школьных библиотек г. Новомосковска. Тема семинара «Детская библиотека 21-го века: мир новых возможностей», где библиотекари поделились своим опытом работы.

Сотрудники Новомосковской библиотечной системы с удовольствием предоставили своим коллегам из г. Тулы конфирензал и пригласили библиотечных работников из сельских и школьных библиотек.

Конева И.А., заведующая отделом читального зала и досуговой деятельности рассказала о Виртуальных выставках. Виртуальная выставка – публичная демонстрация в сети Интернет с помощью Интернет-средств и инструментов виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.

Конева И.А. привела примеры и наглядно показала виды и формы виртуальных выставок книг. Рассказала, что Электронную выставку несложно создать в формате «PowerPoint» – электронной презентации. В настоящее время этот формат используется преимущественно для подготовки и проведения публичного выступления: лекции, доклада, сообщения. Но его возможности позволяют создавать и электронные выставки литературы, где первый слайд представляет всю совокупность экспонируемых изданий, а все последующие – отдельные издания и/или авторов. Такую выставку при соответствующем звуковом оформлении и наличии мультимедийного проектора можно использовать в качестве иллюстративного материала на комплексном мероприятии: литературном вечере, дне информации. Она показала буктрейлер «Борис Полевой. Повесть о настоящем человеке», вместе с коллегами совершила виртуальное путешествие: «Путешествие Незнайки по дорогам сказок братьев Гримм».

Шелехова Н.Н., заведующая сектором ИБР раскрыла тему «Современная литература для детей. Традиции и новаторство». Она поведала коллегам, как современные писатели продолжают традиции, которые заложили классики детской литературы. Такие как, Виктор Драгунский, Николай Носов, Валентина Осеева и др. Она подробно рассказала про писателя Олега Кургузова, который за «Рассказы маленького мальчика» получил Международную литературную премию имени Януша Корчака.

Тема школьной жизни одна из основных в литературе 2-й половины XX века и начала XXI. В школьной жизни отражаются все достоинства и недостатки нашей действительности. Шелехова Н.Н. познакомила с книгами о школьниках прошлых поколений и сегодняшними, дала понять, что же изменилось в современной школе, а что осталось неизменным.

Тема войны актуальна и сегодня, но современным авторам о ней писать трудно, тем более для подростков. Но молодой писатель Эдуард Веркин справился с этой задачей. И, именно его книге подростки отдали первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру». Эта современная книга о войне, о долге и мужестве. Шелехова Н.Н. не обошла стороной такую любимую подростками тему о любви. Книг о любви много, но выбрать то, что действительно подойдет современному подростку сложно.

Ну и, конечно же, тема поиска счастья никогда не исчезнет из литературы. И сколько бы об этом ни писали – всегда будет волновать людей. Ведь жизнь такой экзамен, который не пересдашь. Счастье – это просто и сложно. Счастье – это быть необходимым, нужным человеком, это любить жизнь, людей, свою будущую профессию. Счастье – это птица, которую ты хоҹешь поймать, а она не дается, улетает, подымается все выше и выше. Можно ошибаться, спотыкаться, падать. Но главное – находиться в движении.

В настоящее время, когда стоит вопрос о сохранении своеобразия национальной культуры краеведческая деятельность очень важна, так как является элементом образовательной и воспитательной системы современной школы и библиотеки. Использование информационных технологий является показателем краеведческой деятельности нашей библиотеки. Бесспорно, они помогают библиотекарю успешно работать в популяризации краеведческих изданий и в развитии учащихся, творческого мышления. Митина Т.С., заведующая сектором краеведения наглядно показала работу по проекту «Тульские писатели на литературной карте России» информационно-краеведческая программа, посвященная Году литературы. Программа рассчитана на два года. 2015 – 2016 г.г. Содержание программы и реализация проекта предполагает различные формы массовой работы: уроки краеведения, уроки – презентации, уроки викторины; выставки – викторины, выставки – писатели – юбиляры; устные журналы; проведение летних чтений; Дни краеведения в Тульской областной детской библиотеке, школьных библиотеках города, районных детских библиотеках Тульской области. Митина Т.С. рассказала какая работа ведется и еще предстоит по созданию электронных библиографических пособий: «Русские писатели на литературной карте Тульского края» и «Тульские писатели на литературной карте России».

Одним словом, краеведение – это не только территория, а и символы, память, история народа, его герои, самобытная тысячелетняя культура народностей России. Это один из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей и подростков. И Митина Т.С. показала, что работа сектора краеведения несет неоценимую роль в формировании чувств гордости за свой город, любви к родному краю и ответственности за его дальнейшее развитие и процветание у детей и подростков г. Тулы.

Современная детская библиотека – это территория детского чтения для всех юных читателей. В городе Туле, и в Тульской области есть дети, и их много, которые можно назвать особенные. Это дети с задержкой психического развития, и с отклонениями в физическом развитии. Поскольку дети – особенные, то для них не подходят обычные формы и методы литературного воздействия, как для ребят из детских садов и школ. Можова Т.В., заведующая отделом обслуживания читателей дошкольного и младшего школьного возраста рассказала, как сотрудники отдела помогают ребенку преодолеть комплекс неполноценности, справиться с трудностями в общении. Она поделилась опытом в такой сфере как «Библиотерапия – средство освоения детьми пространства и окружающего мира». Где каждое занятие с особенными детьми подразумевает специальные формы работы. Особое внимание уделяется детям с задержкой психического развития. Книги таких писателей как Ю.Яковлева, Е Ракитиной, Людмилы Дунаевой, Дины Сабитовой, Виктора Самарского стали определяющими в составление и проведении литературных занятий. Также проходят литературные занятия с детьми, с синдромом социофобии. Немного изучив специальную литературу о таких детях, сотрудники нашего отдела составили для них задания такого плана, как: «Литературные герои просят о помощи». И оказалось, что если детей ввести в такую игровую ситуацию, когда от их действий зависит исход сюжета, то они начинают охотно выполнять задания. Видя успешно выполненные задания, библиотекари ищут новые формы организации литературных занятий.

Рязанцева Е.Ю., заведующая сектором перспективного развития муниципальных библиотек рассказала про опыт работы детских библиотек за рубежом. Она затрону работу детских библиотек в Великобритании, Германии, Франции и Испании. Опыт зарубежных коллег показывает, что там есть значительные успехи в привлечении детей к чтению и к библиотеке. Там детская библиотека в представлении ребенка – веселое интересное место, где можно хорошо провести время, выполнить домашнее задание, позаниматься любимым делом и отдохнуть. Отдельных детских библиотек в Европе мало, в основном это детские отделы при публичных библиотеках. В детских отделах разнообразные конструкции — не просто оригинальный дизайн, это педагогический прием создания эмоционального комфорта ребенка. Это и горки, палатки, драконы, жирафы, автомобили, манящие «ягодные» диваны — «клубничная кушетка». Таким образом, существование детской библиотеки в одном здании с библиотекой для взрослых не ущемляет ее в пространстве и, как бы, в своеобразном обживании этого пространства.

Разумеется, детские библиотеки нашей страны могут многое почерпнуть из опыта своих зарубежных коллег, но при этом мы не должны забывать, что опыт любой страны наряду с успехами содержит и много спорного и не всегда успешного. И как сказала когда то поэтесса И. Одоевцева, которая большую часть своей жизни прожила в Европе и на старости лет вернулась в Россию: «Нигде деревья не шумят так волшебно, как на Родине!». И, по мнению французских библиотекарей, детская библиотека будущего – это место, где тебя встречают понимающие взрослые и куда приходят, чтобы заняться чем-то интересным: взять книгу, поучаствовать в программах, обсудить что-то с друзьями, просто помечтать. Это доказывает, что библиотекам надо менять имидж, библиотеки должны развиваться! Библиотеки должны быть разными, а работа в них – разнообразной.

Мы

благодарим Новомосковских коллег за радушный и теплый прием. За то, что позволили на их территории поделиться опытом работы нашей Тульской областной детской библиотеки с другими библиотечными специалистами. Благодарим за прекраснейшую экскурсию по библиотеке. Мы рады иметь в своем «арсенале» такую поддержку и отзывчивость коллег из МУК «НБС». Спасибо большое!

Рязанцева Е.Ю.,
заведующая сектором перспективного развития МБ

Создание сайта: http://интер-сайт.рф/ Студия Интер-Сайт - Создание и дизайн сайтов. Дата генерации страницы: 08:45:18 21.05.2019